Jõhvi Vene Põhikool

Jõhvi Vene Põhikool

четверг, 15 мая 2014 г.

Начальное обучение плаванию.

Плавать – держаться на воде
Плавать значит уметь самостоятельно держаться на воде и при этом передвигаться при помощи рук и ног. В Эстонии много водоёмов и статистика, к сожалению, показывает, что каждый год происходит много несчастных случаев на воде. Причин тому много, но одна из них неумение плавать. Важное значение при этом надо отдать, начальному обучению детей плаванию.
Государственная программа обучения по физической культуре в основной школе предусматривает для 1-3 классов уроки начального обучения плаванию. Начальное обучение плаванию является отдельным требованием, поскольку дело обстоит со стратегическим навыком, напрямую связанным с выживанием. В настоящее время Министерство культуры и местные самоуправления Эстонии предоставляют возможность, по начальному обучению плавания финансируя расходы на аренду бассейнов, покрытие транспортных расходов и оплату труда учителей плавания. В последние годы проводятся 24 часовые курсы обучения плаванию под руководством опытных преподавателей и тренеров.
В отличие от других способов передвижения при плавании приходится выполнять движения в непривычных условиях. Боязнь воды, отсутствие твёрдой опоры и горизонтальное положение тела, характерные для плавания, представляют определённые трудности при начальном обучении. При первых попытках плыть движения суетливы и напряжены. Стараясь любым способом удержаться на поверхности воды, дети быстро устают и неизбежно опускаются на дно. Испытав такое ощущение, некоторые теряют желание учиться плавать.
Самым главным условием при начальном обучении плаванию является приобретение уверенности в себе, решительности и желания научиться плавать. На мой взгляд, возраст 8-9 лет оптимальное время, чтобы начинать обучать детей плаванию. Они уже в состоянии понимать, что от них хотят. Дети этого возраста способны 15-20 минут внимательно слушать и правильно выполнять указания. Без этого невозможно добиться нужного результата. Важно при этом и наглядность. Хорошо помогает детям в этом визуальный учебный материал для начального обучения плаванию. В своей работе использую видеофильм, выпущенный Таллиннским университетом. Автором этого фильма является профессор и международно-признанный эксперт в области плавания Рейн Хальянд.
Подготовительные упражнения
Для достижения результата, необходимо начинать с подготовительных упражнений. Благодаря таким упражнениям дети постепенно привыкнут к воде, научатся лежать и скользить на воде, а также ритмично дышать, почувствуют давление и толкающее воздействие воды, наглядно убедятся в том, что вода поддерживает тело на поверхности. Подготовительные упражнения помогут изучить в дальнейшем и гребковые движения, характерные для спортивного плавания.
Вот некоторые подготовительные упражнения при начальном обучении плаванию:
  • Ходьба и бег в воде;
  • «Дуем на воду»;
  • Погружение в воду по шею;
  • Погружение в воду с головой;
  • «Выдох в воду»;
  • Упражнение «поплавок»;
  • Упражнение «звёздочка»;
  • Скольжение на воде;
  • Гребковые движения на месте;
  • Прыжки в воду;.


Такие подготовительные упражнения, как ходьба и бег по дну, погружение и скольжение в воде, изучение правильного дыхания и гребковых движений руками и ногами, выполняется на мелком месте. С особым вниманием и терпением необходимо относиться к формированию умения у детей погружаться в воду и держаться на её поверхности. Лишь, после того как ребёнок освоится в воде, и будет считать её своим другом, можно переходить к изучению плавательных движений, ритм которых согласовывается с дыханием. Поэтому вначале начинаю c детьми знакомиться, и пробовать плавать самобытными способами плавания, к которым можно отнести способы «по – собачьи», «по – лягушачьи». Использую при обучении плаванию специальные пояса и плавательные доски, которые позволяют избегать чувства боязни воды.
Рассмотрим технику плавания кролем на груди и кролем на спине.

Техника кроля на груди
Кроль на груди — самый быстрый способ плавания.
Положение тела и головы. При плавании кролем ребёнок почти горизонтально лежит на поверхности воды, лицо опущено в воду. Во время вдоха голову поворачивают в сторону.

Движения ногами. Ноги ребёнка, слегка согнутые в коленях, выполняют непрерывные ритмичные движения снизу вверх и сверху вниз — навстречу друг другу. Эти движения производят от бедра с одинаковым размахом, не превышающим 30 — 40 см. При правильном движении ногами на поверхности воды появляются только пятки, образуя брызги.

Движения руками. Руки ребёнка выполняют попеременные движения: когда одна рука делает гребок, другая двигается над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, другая завершает движение над водой и входит в воду. Ребёнок продвигается вперед в основном при помощи гребков руками, поэтому гребок нужно удлинять, стараясь продолжить его до бедра. Во время гребка рука, слегка согнутая в локте, с постоянным ускорением движется назад. Гребковые движения руками выполняются под грудью и животом, т. е. ребёнок должен грести «под себя», не уводя руку в сторону.

Закончив гребок у бедра, руку вынимают из воды, выполняют ею движение по воздуху и снова опускают в воду против одноименного плеча. Во время гребка рука, особенно кисть, должна быть жесткой и напряженной. У ребёнка должно быть чувство, что он продвигается вперед, как бы опираясь ладонью о плотный предмет и отталкиваясь от него.

Дыхание. При плавании кролем лицо большую часть времени находится в воде, поэтому для вдоха ребёнок поворачивает голову вправо или влево. Дыхание необходимо согласовывать с движением одной из рук. Вдох делают через рот в конце гребка, когда руку вынимают из воды. Выдох продолжают до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова займет положение окончания гребка. Выдох в воду начинают сразу после вдоха и делают непрерывно через слегка приоткрытый рот.

Согласование движений. При плавании кролем ребёнок продвигается вперед с помощью непрерывных попеременных гребков руками и непрерывных ритмичных движений ногами. При плавании кролем на каждые два гребка руками обычно производят шесть ударов ногами. Вдох делается в конце каждого гребка рукой, под которую ребёнок дышит, т. е. на шесть ударов ногами и два гребка руками приходится вдох и
выдох.
Техника кроля на спине
Кроль на спине. Техника плавания кролем на спине очень похожа на технику плавания кролем на груди: одна и та же координация движении, похожи движения ногами и руками. При плавании на спине не нужно делать выдох в воду. Это позволяет новичкам осваивать кроль на спине быстрее, чем кроль на груди.



Положение тела и головы. При плавании кролем на спине ребёнок лежит у самой поверхности воды почти горизонтально. Затылок опущен в воду, над водой находится только его лицо.

Движения ногами. Ноги двигаются так же„ как при плавании кролем на груди, т. е. выполняют непрерывные движения снизу вверх и сверху вниз— навстречу друг другу. Однако при плавании на спине колени сгибают несколько больше, а затем активно разгибают, что позволяет ребёнку продвигаться вперед. При правильных движениях ногами на поверхности воды появляются брызги и пена.

Движения руками. Руки двигаются попеременно: когда одна рука делает гребок, другая совершает движение над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и выходит из воды, другая завершает движение над водой и входит в воду.
Руки опускаются в воду на ширине плеч или немного шире. Во время гребка рука слегка сгибается в локте, но остается все время напряженной, особенно кисть. Гребок выполняется по направлению к бедру.

Дыхание. При плавании на спине лицо все время находится над водой. Техника дыхания проста. Дыхание согласуется с движениями рук. Вдох делается в момент окончания гребка и выхода руки из воды; выдох продолжается все остальное время до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова не придет в положение у бедра.

Согласование движений. Ребёнок продвигается вперед за счет попеременных гребков руками и непрерывных движений ногами. При плавании на спине на каждые два гребка руками приходится обычно шесть ударов ногами. За это время ребёнок успевает сделать вдох и выдох.
Курсы начального обучения
Обычно курс начинается в марте-апреле для учащихся вторых классов и длится по май, вторая часть курсов проходит в октябре и ноябре с этими же учениками, ставшими уже третьеклассниками. Занятия проходят как по обычным дням, так и по выходным. По итогам этих курсов дети плывут самостоятельно на результат 25 метров. И когда большинство детей проплывают эту дистанцию, то результат занятий виден на практике.
Руководя уже несколько лет курсами в Русской гимназии Йыхви, приятно видеть плоды своей работы по этой программе, когда дети, пройдя эти курсы, реально начинают плавать и получают удовольствие от занятий плаванием. Естественно бывает, что кто-то не смог пройти такие курсы, по какой то, причине и ребёнок к этому времени не способен плыть.
Обычно основными причинами того, что дети не могут освоить программу и самостоятельно плавать в воде это боязнь воды и слабое физическое развитие. Наши дети в виду своих физиологических особенностей развиваются по-разному. В этих случаях необходимо терпение и время. В моей практике были такие случаи, когда я приглашал детей, которые не усвоили сразу курс по начальному обучению плаванию, на следующий год, и детям было достаточно несколько занятий, чтобы они поплыли самостоятельно. Спустя год они становились физически крепче, и им было легче в обучении плаванию.
Сложнее с теми детьми, которые не имели возможности пройти эту программу в начальной школе. И здесь иногда приходиться сталкиваться с «фобиями». Боязнь воды в старшем возрасте очень трудно перебороть. Поэтому, стараюсь, чтобы каждый ребёнок смог пройти обучение в начальной школе.
Главная задача до этого возраста, ознакомить ребёнка с элементарным навыкам на воде. Важна при этом и роль родителей, ведь во многих случаях именно они делают первые шаги в обучении плаванию своих детей. Именно с родителями дети пробуют свои первые навыки в плавании. Поэтому можно посоветовать, не спешить учить спортивным способам плавания и не расстраиваться, если ребёнок в 6-7 лет не умеет плавать. Достаточно, если родители ознакомят с элементарными навыками и мерами безопасности на воде. А в дальнейшем можно переходить к обучению спортивному плаванию на груди и спине.
Исходя из этого, я советую начинать обучение плаванию, в полном смысле этого слова, в 8-9 лет под руководством опытных преподавателей и при поддержке программы по начальному обучению. Обычно, такие занятия проходят в школьных бассейнах и об их проведении извещают детей и их родителей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий